72. Проверяющие.........при необходимости могут провести инвентаризацию имущества налогоплательщика (кроме жилых помещений). Инвентаризация проводится с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения других обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки.
73. Инвентаризацию целесообразно проводить в случаях, когда результаты налоговой проверки налогоплательщика, анализа информации, полученной из других источников, и (или) осмотра территорий и помещений налогоплательщика дали основания предполагать наличие товарно-материальных ценностей, основных средств или иного имущества, не отраженных в бухгалтерском и налоговом учете налогоплательщика, или отсутствие указанного имущества и ценностей при наличии соответствующих данных в документах бухгалтерского и налогового учета, а также в других необходимых случаях.
Инвентаризации могут подлежать принадлежащее организации имущество независимо от его местонахождения, а также не принадлежащее ей, но числящееся по бухгалтерскому учету (находящееся на ответственном хранении, арендованное согласно договору, полученное для переработки, принятое на комиссию), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды обязательств.
74. Инвентаризация имущества налогоплательщика включает в себя инвентаризацию основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, денежных средств и иных финансовых активов.
До начала инвентаризации основных средств проверяется:
1) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных описей и списков по учету основных средств;
2) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
3) наличие документов на основные средства, сданные или принятые субъектом в аренду, на ответственное хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При инвентаризации нематериальных активов рекомендуется проверить:
1) правильность и своевременность отражения нематериальных активов в учете;
2) наличие документов, подтверждающих права организации на его использование (патенты, лицензионные соглашения, товарные знаки и др.).
75. Снятие остатков имущества, в том числе товарно - материальных запасов производится в присутствии материально – ответственного и должностного лица (налогоплательщика). Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещение, где хранится инвентаризируемое имущество, ежедневно опечатывается в присутствии материально ответственного лица.
76. Составляется инвентаризационная опись основных средств, товарно - материальных ценностей, которая подписывается работником органа налоговой службы, материально – ответственным и должностными лицами налогоплательщика.
Основные средства заносятся в опись по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т. д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в один цех или отдел и учитываемые в одной типовой инвентарной карточке, в инвентаризационных описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в учетных регистрах отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, проверяющий включает в инвентаризационную опись недостающие, правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов (основных средств) производится по текущей стоимости. При проведении инвентаризации незавершенного капитального строительства проверяется состояние законсервированных объектов и объектов, по которым строительство временно прекращено.
Товарно-материальные запасы в инвентаризационных описях отражаются по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, сорта и количества.
Запрещается вносить в описи данные об остатках товарно-материальных запасов со слов материально ответственного лица или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Товарно-материальные запасы, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в инвентаризационные описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих товарно-материальных запасов на ответственное хранение, с указанием их наименований, количества, сортности, фактической стоимости (по данным учета), даты сдачи груза на хранение, места хранения, номера и даты документов.
При установлении фактов неоприходования поступивших товарно-материальных запасов могут быть затребованы объяснения лиц, получивших их.
|